Воспитание на основе лучших традиций
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
Для создания нормально функционирующей системы духовно-нравственного воспитания была выбрана программа «Социокультурные истоки». Основой является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
В данный проект были включены и педагоги, и родители. В работе с педагогами используются разнообразные формы работы: консультации, тренинги, КВН, деловые игры. С родителями проводятся родительские собрания «Воспитывать добротой», консультации «Духовно-нравственное развитие детей 3-4 лет», дни открытых дверей, индивидуальные беседы по запросам родителей, анкетирование и др.
Работа с детьми проходит в форме ресурсного круга, в котором каждый ребёнок имеет возможность высказаться. Дети учатся не перебивать и слушать друг друга. Цикл занятий «Любимое имя» предполагает, что дети прикасаются к традиции имянаречения, осознают духовный смысл имени человека. На занятии «Доброе слово» ребята учатся произносить добрые слова по отношению к близким людям. Через занятия «Ласковая песня» они испытывают материнскую любовь, нежность и заботу в колыбельной песне. В цикле занятий «Добрый мир» у детей происходит объединение двух образов, мамы и солнца.
Огромную роль играет развивающая предметно-пространственная среда. Например, работа в уголке «Русская изба» предполагает решение разных задач: расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа, развивать их воображение, обогащать словарный запас названиями и выражениями русского языка.
Опыт работы нашего детского сада по духовно-нравственному развитию был представлен в IV Региональных рождественских образовательных чтениях «1917-2017: уроки столетия в Чувашской Республике» в декабре прошлого года.
Е. Бутузова, ст. воспитатель, Л. Ваганова, воспитатель д/с № 14.