г. Шумерля Чувашской Республики

Жвачка со вкусом смерти

Сразу в нескольких регионах России родители забили тревогу, увидев у своих детей жевательную резинку со странными заданиями на обертке. Такая реакция вполне понятна в свете последних случаев, когда подростков их «друзья» по переписке в Интернете подталкивали к самоубийству.

В каждой упаковке жвачки «Правда или действие» лежат пять резинок. На обертке каждой — задание. Эти задания попадают не только тому, кому «18+», но и подросткам. Никому из взрослых и в голову не придет, что жвачка может иметь ограничение «18+». На это и рассчитан хитрый ход производителей. Задание предлагается на выбор: либо честно в чем-то признаться, либо совершить какой-то поступок. Например: «Кто будет следующим, кого ты поцелуешь? Поделись ответом в сети». Не хочешь делиться? Тогда альтернатива — «Отправься за продуктами на другой конец города». Фото и видео выполненных поручений надо тоже выкладывать в соцсети. Что несовершеннолетние и делают.

В общем, ничего нового в такой игре нет. Так играли еще в доинтернетовскую эру. Но не все задания на обертках безобидны. В частности, детям предлагают забраться на самую высокую точку в общественном месте и сделать селфи. А некоторые вопросы, как считают родители, побуждают подростков задуматься о смерти. «Что точно надо успеть сделать перед смертью?» — провокационно вопрошает черная бумажка. Кстати, замечено, что играть в такие игры, которые предлагает обертка жевательной резинки, тянет тех, у кого трудности в общении со сверстниками.

— Подросток еще не понимает собственной смертности. Для него смерть — это часть игры. Например, пробежать перед машиной. Не успел — просто проиграл. Ведь в большинстве случаев подростки видели смерть только по телевизору: в этом фильме героя убили, а в следующем тот же самый актер опять жив. Так что такие жвачки подталкивают на определенный шаг. И он связан с особенностями восприятия реальности, — считает семейный психолог Ирина Савенкова.

Появление подобного товара на наших прилавках наводит на мысль, что кто-то целенаправленно «работает» с подростковой аудиторией. Очень грамотно с точки зрения психологии подталкивая подростков к последнему краю. И если так называемыми «группами смерти» уже вплотную занимается Следственный комитет и даже есть арестованный, правда, один на всю страну, то до жевательной резинки органы следствия еще не дошли.

Оперативно отреагировал производитель резинки — всемирно известный бренд Wrigley. Его представитель в России заявил, что производство такого продукта с заданиями они в нашей стране прекратили. А сама рекламная кампания была рассчитана на два месяца. Из объяснений или попыток разъяснить свою позицию становится понятно, что компания хотела как лучше, но в нашей стране ее не поняли. После того как пошел общественный резонанс, производитель объявил об отзыве товара из магазинов.

Не отстают от модного веяния и наркодилеры. Сразу из нескольких регионов пришли сообщения, что некие «добрые дяди» возле школ раздают детворе бесплатно жевательные резинки. А потом выясняется: резинки не простые, а с особой начинкой — марихуаной, кокаином и даже героином. Такие «дяди» уже задержаны в Якутии, Татарстане и еще в нескольких регионах. «Благотворительная» раздача жвачки была и в подмосковном поселке Красково Люберецкого района. Наркодельцы окучили здесь сразу две гимназии. О том, что дети жуют что-то не то и странно себя ведут, выяснилось только после того, как кто-то из первоклашек показал папе подаренную жвачку. Тот, развернув «подарок», буквально онемел — там отдельно лежала упакованная доза «спайса», уже давно запрещенного к употреблению.

Прямая речь

Анна Кузнецова, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:

— На обертках и этикетках некоторых пищевых изделий стали появляться странные квесты и задания, ориентированные в основном на подростков и детей. Понимая, что здесь нет прямого факта склонения или призыва к суициду, тем не менее, считаю, что подобные проекты (конкурсы) могут привести к трагическим последствиям. Выполнение некоторых заданий может привести к угрозе безопасности ребенка. Например, призыв забраться на самую высокую точку в общественном месте и сделать селфи может закончиться трагедией, если экстремальное фото на высоте попробует выполнить ребенок. Такие случаи, к сожалению, известны. Как минимум только на этом основании подобную продукцию необходимо маркировать возрастными ограничениями (18+). Но если такая маркировка и есть, все равно этого недостаточно. Кроме того, вызывают сомнение и другие странные задания «игры», призывающие, например, вызвать такси и «попросить водителя отвезти тебя к нему». Многие задания просто возмутительны. Не думаю, что уместно ребенку задавать провокационные вопросы, как бы он провел последний день в своей жизни. Или что точно нужно успеть сделать перед смертью. А также просить сделать то, на что он до сих пор не решался, или выложить в сеть фотоколлаж из частей своего тела. Почему бы креативным менеджерам не предложить потенциальным потребителям в качестве заданий добрые и полезные дела или вопросы, мотивирующие детей и подростков к изучению истории, культуры и науки? Креатив надо направлять на всестороннее развитие личности подрастающего поколения.

Источник: «РГ» — столичный выпуск № 7224 (58).



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
31 марта 2017
14:30
Поделиться
;