г. Шумерля Чувашской Республики

Нет места монотонности и скуке

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста, имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Например, пескотерапия (sand- play) - это игра с песком.

Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Игры с песком разнообразны: одни обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, другие - дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны, третьи - открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творчество и фантазию.

В логопедическом кабинете детского сада № 14 «Солнышко» установлена современная песочница, которая предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то но-вое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. С воспитанниками в песочнице мы ищем определенные буквы, лепим их из песка, превращаем буквы, составляем из них слоги, слова. Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, а ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. И это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Еще мы используем пескотерапию для развития дыхания: дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок; при выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Н. АРЮХИНА, учитель-логопед д/с №14, с использованием материалов сайта Logoped.ru.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
27 октября 2017
11:54
Поделиться
;