Шумерля: в тылу как на фронте
11164 человека ушли на фронт с шумерлинской земли, 4033 солдата не вернулись, 2292 пропали без вести.
От планеров до боевых самолетов
История Шумерли началась в трудные годы Первой мировой войны. Строительство железной дороги Арзамас — Канаш спрямляло путь из Москвы до Казани и далее на промышленный Урал. Для развития страны эта дорога была стратегически важной. Важной она стала и для развития территорий, через которые проходила. Так среди дубовых рощ и вековых сосновых боров появился небольшой пристанционный поселок, жители которого обслуживали железную дорогу.
В 1920 году в поселке Шумерля было всего 500 жителей. Перед войной, в 1939 году, здесь проживали уже 15 тысяч человек. Жители окрестных деревень ехали в Шумерлю строить завод по производству дубильного экстракта “Большевик”. Следующей стройкой стал деревообрабатывающий комбинат. К началу войны 40% жителей поселка были квалифицированными специалистами.
В первый же день войны, 22 июня 1941 года, в Шумерле состоялись многочисленные митинги. Мужчины писали заявления в райвоенкомат, чтобы уйти на фронт добровольцами.
В начале войны из Харькова в Шумерлю был эвакуирован авиазавод № 471, развернувший новое производство на базе Шумерлинского деревообрабатывающего комбината. В сентябре 1941 года начался выпуск многоместного десантного планера Г-11 (другое обозначение — Гр-29), разработанного ОКБ-28 под руководством Владислава Грибовского. Сам конструктор прибыл на завод в конце сентября 1941-го, а в октябре здесь обосновался основной состав эвакуированного ОКБ-28. К концу лета 1942 года было выпущено 308 планеров, после чего шумерлинцы перешли к выпуску боевых самолетов Як-6, У-2 и По-2. Всего за годы войны завод поставил фронту более 1100 самолетов.
Торф — фронту и тылу
Все производство Шумерли в годы войны было переориентировано на выпуск продукции для фронта. Лесопромысловая артель “Труженик” выпускала для фронта лыжи, сани, повозки, ящики для снарядов. Промартель “Партизан” перестроилась на пошив белья, гимнастерок, другой одежды для бойцов Красной армии. Завод “Большевик” наряду с производством дубильных экстрактов бесперебойно снабжал предприятия электроэнергией.
Торфопредприятие “Шутово” обеспечивало не только город, но и республику топливом. В короткие сроки была организована добыча и переработка торфа, топливо нужно было всем.
За ударный труд рабочие торфопредприятия в октябре 1942 года были премированы. На всю страну прославилась рекордсменка по добыче торфа Екатерина Ортикова. Народный Комиссариат топливной промышленности РСФСР наградил ее почетной грамотой и денежной премией.
Тяжелой была работа на предприятии, где в основном трудились женщины и подростки. Но для фронта и для победы над фашистами шумерлинцы не считались с выпавшими на их долю рабочими трудностями.
Выстояли на Сурском рубеже
Суровой зимой 1941-1942 годов шумерлинцы трудились на строительстве Сурского оборонительного рубежа. Воспоминания свидетелей тех времен невозможно слушать без слез.
Копали промерзлую землю (стояла лютая зима) и строили дзоты в основном женщины. Хоть в указе и было написано, что “мобилизации подлежит население республики не моложе 17 лет, физически здоровые люди”, но приходили долбить мерзлую землю и совсем девочки, заменяя старших сестер или матерей. Общая длина Сурского рубежа в нашей республике — примерно 380 км, он был построен за 45 дней.
Сложно было на фронте, но и тыл во время войны превратился в настоящий фронт. От голода, холода, изнурительной работы подчас люди падали замертво, болели, но они выдержали все эти испытания, поэтому сегодня мы по праву считаем их героями войны.
Деньги на бронепоезд
Жители Чувашии помогали фронту всем чем могли, собирали средства на вооружение Красной армии, передавали теплые вещи, подарки, сдавали зерно, мясо, сельхозпродукты, творческая интеллигенция отдавала гонорары.
На средства, собранные трудящимися республики, были построены несколько бронепоездов, две танковые колонны, эскадрилья боевых самолетов, всего не перечислить.
Многие из уроков истории знают о бронепоезде “Комсомолец Чувашии”. В ноябре 1941 года было собрано почти 975 тысяч рублей на его строительство. Бронепоезд собрали на Канашском вагоноремонтном заводе, он участвовал в боях на Кавказе. От Сталина в адрес Чувашского обкома ВКП(б) поступила телеграмма, в которой говорилось: “Передайте трудящимся Чувашской автономной советской социалистической республики, собравшим, кроме первых 31.550.000 рублей, дополнительно 24.050.000 рублей на строительство танковых колонн “Колхозник Чувашии” и “Тракторист Чувашии”, эскадрильи самолетов “Комсомолец Чувашии”, колхозникам и колхозницам, внесшим 120 тысяч пудов хлеба в фонд Красной армии, мой братский привет и благодарность Красной армии”.
Житель Шумерли профессор В. Дунин-Барковский в своем заявлении в Госбанк написал: “Прошу принять в фонд обороны две серебряные медали, ученый академический знак и три золотых ордена, полученные мною в империалистическую войну за боевые заслуги при борьбе с немецкими полчищами. Мне 70 лет, в схватке с фашистскими варварами на фронте участия принять не могу. В рядах Красной армии борются мои сыновья. Желал бы, чтобы передаваемые мною золото и серебро послужило материалом для изготовления отличия для нескольких из тех многих тысяч доблестных героев Советского Союза, которые, удивляя мир, грудью своей защищают честь, достояние и свободу нашей дорогой Родины и всего культурного человечества”.
Беженцев встречали как родных
Осенью 1941 года из белорусского Полоцка в Шумерлю был эвакуирован дом ребенка им. Самойловой. По разным источникам, в нем насчитывалось от 75 до 87 малышей. Совсем крошки, от одного месяца до трех с половиной лет. Они добирались тяжело, под бомбежками, в четырех грузовых машинах, солдаты встречных воинских частей отдавали детям свою скудную еду.
Грузовики с детьми шумерлинцы встретили на вокзале. Они принесли с собой еду, похватали крошечных беглецов на руки, а измученных сотрудниц разместили по квартирам.
Шумерля с первых же дней войны была определена как один из центров приема эвакуируемого населения. Согласно разнарядке Шумерлинскому району предстояло стать временной родиной для 2500 беженцев. Еще 2000 человек станция должна была принять для последующего распределения в Красночетайский район. Первые эвакуированные прибыли уже 9 июля, пришел эшелон с женщинами и детьми из Москвы. Списочно там был 531 человек, это члены семей рабочих заводов “Фрейзер”, “Компрессор” и № 205.
К середине апреля 1942 года Шумерлинский район принял и расквартировал в основном в сельской местности 3472 беженца, при этом в самом городе было оставлено чуть менее 600 человек — рабочие эвакуированных предприятий и члены их семей.
В 1945 году детский дом и многие приезжие получили разрешение вернуться на свою родину.
ИД "Грани"