В школе №1 города Шумерля состоялась презентация школьного литературно-художественного альманаха «Все грани творчества»
В МБОУ «СОШ №1» города Шумерля состоялась презентация школьного литературно-художественного альманаха «Все грани творчества», самостоятельного печатного издания, как итог деятельности внутришкольного проекта «Читающие дети - успешные ученики».
Основной целью альманаха является реализация литературных и художественных способностей и замыслов учеников, педагогов и родителей. Для публикации отбираются оригинальные авторские произведения, выполненные в любом жанре. И, в первую очередь, художественные тексты.
Ребенок, окунаясь в работу редакции школьного издания, овладевает самым главным - облекать свои мысли в слова, формулировать возникающие у него ощущения. Активное развитие письменной речи благотворно сказывается на структурности мышления, логике, целеполагании. Практика подготовки рукописи для публикации неизбежно заставит ребёнка и подростка отбирать факты, аргументы, анализировать полученную информацию и находить наиболее приемлемую для ее изложения форму. Таким образом, школьник при подготовке материала для печати получает навык «жанрового мышления», ибо та или иная форма литературного текста подразумевает (в рамках конкретного издания) некий физический объем и определенный стиль. Но это лишь первый, самый очевидный навык, который получает ребенок, становясь автором литературного издания.
Не менее важна другая сторона названной работы - коллективный характер редакционного труда. Дети осознают, что в одиночку, без помощи редактора, верстальщика, художника или фотографа они не способны выпустить издание. Все остро нуждаются друг в друге, и успех дела - выпуск номера - кроется в их слаженной, продуманной напряженной работе.
Поскольку интерес к альманаху проявляют и ученики начальной школы, представители литературного объединения (а это учащиеся 5-11 классов) под руководством педагогов-филологов готовят литературные композиции в соответствии с рубриками альманаха и представляют их перед младшими школьниками. В ходе выступления звучат прозаические и поэтические тексты, демонстрируются слайды, зачитываются сочинения учеников среднего звена и старшеклассников. Опыт показал, что благодаря таким творческим встречам растёт мотивация младших школьников к созданию собственных литературных текстов и иллюстраций к ним.
Школьный литературно-художественный альманах «Все грани творчества» - символ надежды на новые творческие победы.
Ежегодно обучающиеся школы с успехом принимают участие в различных литературных конкурсах и мероприятиях, выполняют творческие работы. На занятиях студии «Видим. Думаем. Творим.» пишут сочинения в разных литературных жанрах, постигают науку стихосложения, сочиняют свои стихотворения и прозаические произведения.
За годы обучения набирается богатый материал, который, к сожалению, остается доступным узкому кругу людей. Хотелось бы познакомить учителей, ребят, родительскую общественность с творчеством детей, рассказать о достижениях наших школьников.
Мы решили собрать накопившийся материал за 2018 - 2022 учебные годы и издать номер школьного литературно-художественного альманаха, состоящего из десяти рубрик:
- «Отчизна - Родина моя!». В данной рубрике собраны работы учащихся, посвящённые теме патриотизма, любви к своей стране и бережному отношению к родному краю - малой Родине.
- «Всеобъемлющая любовь». В данной рубрике размещены работы, посвящённые любви во всех ее проявлениях: от любви матери к ее дитя до любви к природе, Родине, Богу.
- «Никто не забыт, ничто не забыто!». Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Материалы, составляющие рубрику «Никто не забыт, ничто не забыто!», особенно ценны. Сочинения, эссе, рассказы, письма и открытки солдатам, треугольники Победы, синквейны - это меньшее из того, что мы, молодое поколение, можем сделать для них, героев ВОВ; мы обязаны помнить об их подвиге и памяти павших быть достойными!
- «Виртуальность – парадокс современности и будущего». Данная рубрика имеет большое значение для понимания виртуальной реальности как таковой, а также осознания тех социальных последствий, которые вызваны к жизни ее влиянием. В работах, составляющих эту рубрику, авторы демонстрируют широкий, насколько это возможно, взгляд на тему виртуальности и рассматривают различные ее аспекты.
- «По дорогам сказок». В данной рубрике представлены работы учащихся, как итог многолетнего труда по написанию сказок собственного сочинения на уроках русского языка и литературы.
- «Шаг в будущее - мораль в баснях». В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринуждённой форме они показывают нам, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня - это сочетание мудрости, морали и юмора. «Шаг в будущее - мораль в баснях» - одна из небольших по содержанию рубрик, так как авторы только начали постигать азы в написании работ подобного жанра.
- «Литература сквозь призму живописи». Итак, уроки литературы и произведения искусства. Литература и живопись. Эти два вида искусства имеют свойство взаимопроникновения и часто сочетаются в одной творческой личности.
- «Милосердие - зеркало души человека». Данная рубрика помогает не забывать о важных и ценных качествах человека, умении взращивать в своей душе любовь и доброту к ближнему, всепрощение и милосердие по отношению к окружающим нас людям.
- «Читающие дети - успешные ученики». Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. Эта рубрика - итог реализации внутришкольного проекта, в рамках которого были проведены мероприятия, направленные на популяризацию чтения.
- «Преемственность поколений...». Что означает слово «преемственность»? Это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из рода в род передаются семейные традиции, культурное прошлое, социальные ценности. В данной рубрике авторы будут рассказывать о жизни и творчестве, в первую очередь, выпускников школы, опыт которых для нынешнего поколения школьников необычайно ценен.
Работа по созданию альманаха была не только интересной, но и полезной, ведь это будет памятью о школьных днях не только для учеников, но и для родителей, учителей.